Не умею рисовать: 5 идей для детей и их родителей

Я уже писала о том, как мы, сами того не желая, мешаем своим детям рисовать. О том, чего не следует делать. Но как же быть, если отменить все перечисленное? Как рисовать с ребенком? Как реагировать на его «Я не умею»? Чем заменять похвалу, советы, попытки уговорить?

Конечно же, играми. Ведь речь идет о детях. Предлагаю вам пять вариантов.

1)  Общий рисунок

Берем один большой лист бумаги (формата А3, например), один карандаш на всю семью и договариваемся: будем по очереди рисовать только прямые линии (только круги, только волны, только треугольники и т.д.). Приступаем.

Передаем друг другу лист молча. Не подсказываем, не советуем, не рекомендуем, не оцениваем, не стоим над душой. Нет никаких правильных, неправильных ходов – только личный выбор и полная свобода.

Проходим столько кругов, сколько хочется. Рассматриваем. Получился ли общий рисунок? На что похоже то, что изображено на бумаге совместными усилиями? Хочется ли что-то добавить, раскрасить?  Повторю: верных и неверных ответов, конечно же, нет.

2)  Игра, предложенная Линн Стадлер (мне досталась от ее ученицы Ларисы Пяткиной) 

Представьте вместе с ребенком, что перед вами расположены большие воображаемые листы. А в ваших руках – воображаемые карандаши (в каждой руке по карандашу). Вы должны понарошку изрисовать ровно за две минуты эти листы. Так, чтобы на них не осталось живого места. Засекайте время – и вперед!

А теперь сделайте то же самое на настоящих листах настоящими карандашами (по карандашу в каждой руке!). Изрисовывайте листы так, как вам удобно, правильных способов нет. Ваша задача – зарисовать как можно больше пространства, оставить как можно меньше пустот. 

Когда время закончится, выдохните и всмотритесь. Каждый в свой рисунок. Что вы там увидели? На что похожи те или иные загогулины, крючки, линии? Что вы могли бы дорисовать, раскрасить, сделать более явным? Ищите образы!

Дальше можно рассказать друг другу о них, сочинить сказки, слепить то, что нарисовалось, поиграть слепленными фигурками, организовать театральную постановку, сочинить музыку или стихи и т.д.

3)  Сквигл (игра, описанная Дональдом Винникоттом)

Вы рисуете на бумаге, мольберте, песке, снегу (в общем, где хотите) карандашом, мелком, углем, палочкой, кистью (в общем, чем хотите) какие-нибудь закорючки, загогулины, углы, недокруги (в общем, что хотите) и просите ребенка: «Преврати мой рисунок во что-нибудь».

Вашей задачей не является создавать заготовку чего-то конкретного, что ребенок должен угадать и дорисовать! Вы просто рисуете что попало, разную ерунду, в которой можно разглядеть что угодно. То, во что хочется превратить ваши загогулины может быть очень очевидным и ясным, но может быть совсем неожиданным.

На занятиях, которые я вела с дошкольниками, я рисовала иногда два круга, расположенных недалеко друг от друга, и мы упражнялись в том, чтобы придумать как можно больше вещей, в которых можно их превратить. Это были снеговики, очки, чьи-то глаза, кастрюли, колеса велосипеда и т.д. – все просто невозможно перечислить и вспомнить, процесс превращения не остановить, он может быть бесконечным.

4)  Рисование частями тела

Все знают о пальчиковых красках, но предлагают их почему-то только самым маленьким. В то время как дети постарше тоже с удовольствием водят по бумаге пальцами, измазанными краской. Не говоря уже о том, что рисовать можно пальцами ног! Локтями! Коленками! Не пробовали? У вас есть такая возможность.

Расстелите одноразовые скатерти и разложите большие листы бумаги, ватман, обои (я покупаю для этих целей недорогие в строительных магазинах), приготовьте краски в удобных мисочках (обычную акварель можно густо растворить в воде), чистую воду и полотенца. Приступайте!

Повеселитесь, поисследуйте, чем вам удобнее рисовать. Откуда вам знать наверняка, вы же не пробовали. Посмотрите, какие линии у вас выходят при помощи мизинца левой ноги и большого пальца ноги правой.  Что вы могли бы нарисовать коленкой? Не ограничивайте себя, подурачьтесь вместе с детьми.

Ваша задача – не создавать конкретный рисунок, а пробовать себя в нестандартном рисовании, открывать новые возможности, грани. Может быть, что-то в процессе получится, но это – не главное.

5)  Гадание на акварельной гуще

Вам нужно взять качественную акварельную бумагу (продается в папках с надписью «Бумага для акварели, лучше формата А3) и хорошо промочить ее. Для этого возьмите кусок ваты и вместе с ребенком обильно смочите водой листы с обеих сторон так, чтобы бумага стала прозрачной.

Теперь достаньте акварель и начните капать на мокрую бумагу. Или осторожно по ней водить. Начинать лучше с одного цвета. Если берете второй, то используйте лучше тот, который в сочетании с первым превратится во что-то красивое и ясное, а не в коричневую грязь (стандартно: синий и желтый, красный и синий, красный и желтый). Краска будет изящно растекаться по бумаге, образуя нечто невероятное – наслаждайтесь.

Вам не нужно изображать что-то конкретное. Просто пофантазируйте вместе. На что это похоже? Какую сказку можно было бы сочинить или вспомнить, глядя на этот рисунок? Какую музыку это напоминает? Какое настроение навевает?

Можно устроить игру в гадалок: нарядившись в цыганские юбки и бусы, предсказать по акварельным кляксам будущее на ближайшее воскресенье.   

И так далее! Сочиняйте, придумывайте свои игры. Цель которых - сам процесс рисования, игровой и веселый. Без фокусировки на результате, оставьте его за кадром. Если вы не стремитесь к какому-то результату, а просто играете, то как можно не суметь? 


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki
��������������

Читайте на эту тему:

Я твердо убеждена в том, что каждый из нас мог бы рисовать. И действительно мы все делаем это в детстве – до определенного момента, пока не появится печальное: «Я не умею». Откуда оно берется? Какие факторы негативно влияют на естественную способность выражать себя через...
Для того, чтобы не помешать ребенку развить его творческие способности, важно на мой взгляд, понимать, как происходит это развитие. Часто мы делаем что-то странное и противоречащее естественному пути только от незнания того, что происходит. Именно поэтому я хочу...
Воображению в творчестве отведена немалая роль. Я думаю на самом деле, что совокупность возможностей быть свободным и воображать и означает быть творческим. Воображение – это способность человека по-разному обращаться с идеями и образами внутри себя: перемещать их,...
«Ребенка нужно хвалить», - сказала мне однажды незнакомая женщина на улице. Моя дочь, которой было года три-четыре, делала что-то, что ей очень нравилось, и что у нее хорошо получалось, а я – ужасная мать – лишь радовалась вместе с ней, не отвешивая ни единого «Молодец!» и ни...

Новые материалы с главной страницы:

Проблемы моногамии и полигамии заботят все человечество. Но если о мужской – полигинии мы все хорошо осведомлены, то о женской – полиандрии не знаем буквально ничего. Полиандрия, скорее, смешивается в умах многих с супружеской изменой, тогда как на деле является чем-то...
Ароматизация дома – это дыхание дома, его своеобразная аура. Но прежде чем начать ароматизировать помещение, мы должны понять, с какой целью мы это делаем, насколько естественны те или иные ароматы для нашей квартиры. У нас, как правило, очень хорошо развито обоняние. Через...
Как и с кем встречать Новый год, наверное, уже все определились. А вот с чего начать первый день нового года? Конечно же, с просмотра красивого фильма в обнимку с любимым человеком. В преддверии «длинных» выходных мы решили сделать подборку лучших эротических фильмов для...
Я твердо убеждена в том, что каждый из нас мог бы рисовать. И действительно мы все делаем это в детстве – до определенного момента, пока не появится печальное: «Я не умею». Откуда оно берется? Какие факторы негативно влияют на естественную способность выражать себя через...

Загрузка...
▲ Наверх