Скучающий ребенок – для многих родителей словно сигнал «Нужно его чем-то занять!». Нужно ли? Нуждается ли в этом ребенок? Что такое скука на самом деле? Откуда она берется? Давайте поговорим об этом.
На прошлой неделе мы давали вам психологическую задачку о скуке, в которой предложили разные варианты ответов. Все они взяты из наблюдений за взрослыми и детьми в обыденной жизни, все – очень разные, и некоторые прямо противоречат друг другу.
Что же было бы правильно сделать с психологической точки зрения, если ребенок скучает?
Скука – переживание, которое не существует просто так. Психологи, обученные работе с чувствами, хорошо знают, что скука появляется там, где происходит что-то, что не удовлетворяет потребность человека, а то, что удовлетворило бы – не происходит. Вспомните, когда вы начинаете скучать. Когда вам неинтересно, когда в разговорах и пейзажах вокруг нет того, что вас привлекло бы. Когда вы желали бы одного, а находитесь в чем-то другом.
Из этого следует, что если вам скучно, то возможны три варианта:
1) попробовать удовлетворить свою потребность там, где вы есть, где вам стало скучно;
2) если не получается – отправиться туда, где потребность удовлетворить более реально;
3) потерпеть.
К примеру, вы находитесь на лекции по ядерной физике, которая вам неинтересна, за окном хмурое небо октября, голос профессора монотонен, интонации предсказуемы. Вы начинаете зевать. Что можно сделать?
Попробовать понять, чего мне хочется сейчас на самом деле, какая моя потребность не удовлетворяется. Осмотреться, можно ли ее здесь удовлетворить. Может быть, вы хотели бы поговорить с кем-то – напишите смс или записку. Может быть, вам хочется вздремнуть – проверьте, реально ли это сделать за задней партой. Возможно, вы проголодались – осторожно перекусите бутербродом, не привлекая внимания.
Но обстоятельства могут сложиться так, что удовлетворить свою потребность в этой среде нереально без неприятных последствий. И тогда лучше уйти, дождавшись перерыва, и перекусить, поспать, поговорить дома.
А еще, если вам очень дороги отношения с ядерной физикой в лице преподавателя курса, то можно честно признаться себе, что это далеко не то, чем вам сейчас хотелось бы заняться, но вы выбираете потерпеть.
Ребенку терпеть сложнее. Да и нет в его жизни еще таких серьезных долженствований, ради которых пришлось бы терпеть. Поэтому (за исключением редких случаев), когда малыш заскучал, хорошо бы помочь ему реализовать первый или второй сценарий.
Детское «я скучаю» означает «не происходит ничего, что мне интересно. происходящее не интересует меня».
Если ребенок при этом знает, что именно его интересует, чем он хотел бы заняться – прекрасно. Полдела сделано. Вы можете просто задать ему этот вопрос (вариант № 4) и предоставить самому себе.
Сложнее, если ребенок не знает.
К сожалению, так часто бывает, что дети и взрослые скучают, но не знают, чего хотят. Грустно, когда мы разучаемся понимать, что нам интересно. В этом случае ребенок может ожидать, что интересное произойдет само собой, или его создаст взрослый.
Будьте осторожны в желании помочь ребенку заполнить пространство и время чем-то привлекательным и нескучным. Если вы все время делаете это, ваше дитя не научается ориентироваться на себя и прислушиваться к своим желаниям.
День многих детей расписан по часам и минутам. Их родители создают расписание из кружков, занятий, обедов, снов и прогулок, забывая порой предоставить малыша самому себе на некоторое время. Ребенок привыкает к тому, что его время и пространство структурируются без его участия, он не научается прислушиваться к себе и воплощать свои желания. Ему говорят, что делать. Иногда это даже совпадает с его потребностями. А если нет – ему скучно.
Обязательно оставляйте ребенку хотя бы немного неструктурированного времени и не мешайте ему придумать и выбрать, чем заняться. Чем старше ребенок, тем больше этого времени должно присутствовать в его жизни.
То есть отбрасываем варианты ответов № 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13.
Но не доходите при этом до фанатизма. Если ваш ребенок действительно переутомился, и вы это замечаете, можно и подсказать: «ты хочешь спать» и уложить его. Если вы понимаете, что он слишком мало общается со сверстниками, то почему бы и правда не предложить прогулку с друзьями. Если малыш имеет мало опыта самостоятельно придумывать себе занятия и развлечения, то вы можете первое время подсказывать ему, предлагать на выбор игрушки, разные виды творчества, игры из своего детства.
Отдельное внимание хочется уделить просмотру мультфильмов. Этот пункт я никому не советую употреблять как таблетку от скуки, потому что в процессе просмотра ребенок задвигает свои потребности на еще более дальний план. Телевизор – это очень удобная и очень страшная штука для заполнения пространства и времени. Я знаю очень многих взрослых людей, которые постоянно чем-то заняты и испытывают «непонятную тревогу», «ощущение пустоты», «желание что-то делать», когда оказываются вдруг в неструктурированной психологической группе. Дома в такой момент удобнее всего включить телевизор. И так делают, повторюсь, очень, очень многие. Скучно – включи ТВ.
Не стоит приучать ребенка к этому. При просмотре ТВ его психологически не существует. Зато он ярко живет и реализует себя, рисуя или строя мост из конструктора.
Скука – это сигнал о том, что пора оживать, вносить себя в пространство вокруг. Телевидение помогает лишь задвинуть себя еще дальше.
Посочувствуйте скучающему малышу (пункт № 12) и помогите ему найти его интерес. Горящие глаза и неподдельная радость гарантированы, если вы наткнетесь на его истинную потребность.
Оставить комментарий