Воображение в творчестве

Воображению в творчестве отведена немалая роль. Я думаю на самом деле, что совокупность возможностей быть свободным и воображать и означает быть творческим. Воображение – это способность человека по-разному обращаться с идеями и образами внутри себя: перемещать их, соединять и расщеплять, утрировать и увеличивать, уменьшать, заменять, переставлять, видоизменять и т.д. Но самое, на мой взгляд, интересное и важное (что мы наблюдаем особенно у детей) – это свойство психики создавать идеи, образы и явления, которых во внешнем мире не существует (и уже с ними различными способами обращаться): Баба Яга, Снегурочка, Карлсон, Пеппи Длинныйчулок, молочные реки, осадки в виде фрикаделек  и т.д. Благодаря воображению, мы можем строить внутри себя целый мир – такой, какой вздумается – и воспроизводить его в своем творчестве. Уверена, что одна из основных задач того, кто не хочет мешать своему ребенку быть творческим – поддержать природную способность ребенка воображать, сочинять, фантазировать. Как это можно делать:

1)  Стать феей (или эльфом)

Я говорю о том чудесном стиле общения с ребенком, который именуется «Мама-фея» (предлагаю добавить и «Папу-эльфа»).  Быть феей означает взглянуть на происходящее немного по-детски, используя умение ребенка наделить самые обычные предметы и явления чем-то сказочным и волшебным. Вы добавили в кашу не клубнику, а пентофику: это такая ягода из Дивной страны. Она очень похожа на клубнику, да, но если приглядеться, то, конечно, можно увидеть, что она отличается. Пентофика обладает особенным свойством: тому, кто ее съест, в этом месяце непременно приснится слон. Где вы ее взяли? На черном рынке под огромным секретом купили у настоящей колдуньи.

Я не сошла с ума, я привожу пример. Если вы – мама-фея, то гномы могут приносить вашему ребенку подарки, оставлять следы и записки на подоконнике. Вы можете уметь колдовать: почему нет, я вот умею. Могу делать так, чтобы окружающие видели дырявые колготки целыми, а грязное платье – чистым. Чего не придумаешь, когда у тебя расстроенная и раздосадованная шестилетняя дочь, упавшая по дороге на праздник.

К слову, стиль общения «Мама-фея» отлично спасает в конфликтных и сложных ситуациях. Я люблю приводить пример с холодным полом и просьбой к ребенку играть на ковре. Не хочется быть контролирующим цербером, не хочется ограничивать ребенка в свободе перемещения, но и смотреть, как он сидит на ледяном паркете тоже не очень приятно. Мой муж-эльф предложил нашей дочке игру, в которой паркет – это бушующий океан, а ковер – спасительный плот. «Прыгай скорее сюда, волна надвигается!», - кричал он. При помощи воображения мы можем превращать собственное занудство и скучные необходимости в веселую, интересную игру. Идти домой с прогулки, спасаясь от дракона или путешествуя по волшебной пещере-подъезду. Защищать свои зубы от вредоносных микробов при помощи щетки и пасты (их можно слепить или нарисовать). Укладывать одежду спать в шкаф (у каждой уставшей вещи – своя кроватка) и т.д.

2)  Играть

Вот здесь я приводила десять игр, придуманных психологами и психотерапевтами с целью развития воображения наших детей. Вы можете пользоваться именно ими, можете сочинять свои, отталкиваясь от предложенных, можете придумать нечто совершенно новое, подходящее вам.

На самом деле, конечно, почти любая игра развивает воображение. Ведь игры ребенка – это и есть построение образов, героев, вымышленных событий. «Подожди, сейчас день закончится, на это нужно примерно минут десять», - кричит мне из спальни моя дочь, когда я зову ее завтракать. В придуманном ею мире в данный момент одна принцесса идет в гости к другой, а затем они едут в парк на единороге, любуясь закатом. Принцессой может быть кукла, сама дочь и даже деревянная палочка – это не так важно, в воображении можно всё.

Будет здОрово, если вы сможете находить время и силы для игр со своими детьми. Для того, чтобы вместе с ними окунаться в волшебные миры, где ездят по комнатам паровозы, летают страшные чудища, где два сдвинутых стула превращаются в зАмок, а накинутый на один из них плед – в непреодолимую снежную вершину. Предлагайте своим детям идеи, будьте чуткими к их вариантам, творите игру вместе.

3)  Читать

Хорошие книги (традиционные сказки, ставшие бестселлерами) – то место, откуда можно черпать вдохновение бесконечно. Очень важно, по-моему, чтобы иллюстрации были по-настоящему художественными. Ведь образы, увиденные на страницах, ребенок переместит внутрь себя.

Я очень тщательно подбираю книги своей дочке. Ищу не слишком яркие, не режущие глаз, не примитивные, не шаблонные и уж точно не компьютерные иллюстрации. Мне крайне симпатичен художник Антон Ломаев, например. О его работах невозможно сказать «картинки» - это настоящие произведения искусства на страницах любимых книг.

Если вы не находите нужной вам книги с хорошими иллюстрациями, купите лучше совсем без них. Дайте ребенку возможность самому создать образы в воображении. Это лучше, чем предложить ему готовый безвкусный продукт.

4)  Смотреть меньше мультфильмов

О том, за что я не люблю голубые экраны и писала вот здесь. Но сегодня отдельно хочу отметить их роль в развитии воображения. Мульфильмы предлагают нам образы и действия, готовые к употреблению. Мне нужно ничего фантазировать, я не должна представлять, всё сделано за меня. Я просто беру и ем предложенное (не всегда достаточно аппетитное), и оно живет внутри меня. Увы, думая о Русалочке, я «вижу» ту самую из диснеевского мультфильма. Я знаю, как она движется, смотрит, говорит и поет. Мне не дали никакого шанса построить что-то самой. Удивительно: вроде бы мультфильмы – это что-то фантазийное, но воображению они, скорее, мешают работать.

5)  Не мешать

У вашего ребенка, как обычно, всё есть. В тот природный «пакет», с которым он пришел к вам, включена и способность воображать. Попробуйте не мешать этой способности жить и развиваться.  Представьте, что бы мы потеряли, если бы Винсенту Ван Гогу или Сальвадору Дали учителя и родители рекомендовали «поменьше выдумывать» (а художники бы послушались).

Как вы мешаете вашему ребенку фантазировать и сочинять? Какими индивидуальными способами пользуетесь для этого? Последите за собой несколько дней. Может, вы советуете детям не привирать? Или закатываете глаза, слушая очередную историю о суперменах? Предлагаете ли вы ребенку «лучше побольше учиться, чем сочинять разную ерунду»? Настаиваете ли вы на том, как мир устроен на самом деле? Говорите ли вы, что фей и гномов не существует? Комментируете ли вы сумасшедшие и необычные рассказы друзей вашего ребенка словом «вранье»? И т.д. Присмотритесь. Вы знаете, что нужно делать. 


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki
��������������

Читайте на эту тему:

Моя дочь любит музыку, и я уже несколько лет ищу для нее музыкального педагога, который мог бы разделить мои ценности. Периодически те или иные педагоги случаются, но со временем исчезают: мы не подходим друг другу. А дело вот в чем....
Я уже писала о том, как мы, сами того не желая, мешаем своим детям рисовать. О том, чего не следует делать. Но как же быть, если отменить все перечисленное? Как рисовать с ребенком? Как реагировать на его «Я не умею»? Чем заменять похвалу, советы, попытки...
Я твердо убеждена в том, что каждый из нас мог бы рисовать. И действительно мы все делаем это в детстве – до определенного момента, пока не появится печальное: «Я не умею». Откуда оно берется? Какие факторы негативно влияют на естественную способность выражать себя через...
Для того, чтобы не помешать ребенку развить его творческие способности, важно на мой взгляд, понимать, как происходит это развитие. Часто мы делаем что-то странное и противоречащее естественному пути только от незнания того, что происходит. Именно поэтому я хочу...

Новые материалы с главной страницы:

Моя дочь любит музыку, и я уже несколько лет ищу для нее музыкального педагога, который мог бы разделить мои ценности. Периодически те или иные педагоги случаются, но со временем исчезают: мы не подходим друг другу. А дело вот в чем....
Дети до года часто на улице спят лучше, чем дома. В итоге и мама может пару часов вздохнуть спокойно, почитать электронную книжку или сходить в магазин за продуктами. Однако для зимы обычная коляска не подойдет, потому что по нашим городским сугробам надо покупать...
Я уже писала о том, как мы, сами того не желая, мешаем своим детям рисовать. О том, чего не следует делать. Но как же быть, если отменить все перечисленное? Как рисовать с ребенком? Как реагировать на его «Я не умею»? Чем заменять похвалу, советы, попытки...
Проблемы моногамии и полигамии заботят все человечество. Но если о мужской – полигинии мы все хорошо осведомлены, то о женской – полиандрии не знаем буквально ничего. Полиандрия, скорее, смешивается в умах многих с супружеской изменой, тогда как на деле является чем-то...

Загрузка...
▲ Наверх